Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Первыми бронетранспортёрами НОАК стали отбитые у гоминдановцев в конце 1940-х американские полугусеничные М3. При выводе советского воинского контингента из Порт-Артура китайским представителям передали 25 колёсных БТР-152, которые под обозначением Type 56 эксплуатировались в КНР до начала 1970-х. Первые бронетранспортёры китайского производства До того, как в начале 1960-х отношения между Москвой и Пекином испортились настолько, что между странами прекратилось военно-техническое сотрудничество, Советский Союз поставил в КНР небольшое количество гусеничных БТР-50П, а также документацию для их лицензионного производства. В китайской армии БТР-50П известен как Type 66. Но, судя по всему, наладить массовый выпуск этих машин из-за политических и экономических потрясений в КНР не удалось. Возможно, что китайское военное руководство сочло, что плавающий гусеничный «бронированный автобус» с шестью опорными катками и крупным водоизмещающим корпусом слишком дорог и сложен для «народной армии». Опробовав советские БТР-152, китайские военные высказали желание иметь собственный колёсный бронетранспортёр, построенный на базе полноприводного трёхосного грузовика. В конце 1950-х Китай получил конструкторскую документацию на грузовой автомобиль ЗиЛ-157, и в 1965 году на заводе Чанчуне началось производство его местной версии, известной как Jiefang CA-30А. Именно на базе этого грузовика был сделан первый китайский бронетранспортёр Type 64 (заводское обозначение WZ521). ![]() Бронетранспортёр Type 64 С учётом реалий середины 1960-х БТР Type 64 изначально проектировался с бронированной крышей, защищавшей экипаж и десант из 20 человек от осколков и поражающих факторов ядерного взрыва. Полная снаряжённая масса бронетранспортёра достигала 12 т. Бензиновый двигатель мощностью 95 л.с. обеспечивал скорость на шоссе до 55 км/ч. Сварной броневой корпус выдерживал попадание лёгких осколков и винтовочных пуль, выпущенных с дистанции 300 м. Бронетранспортёр был вооружён 12,7-мм пулемётом Type 54 (копия ДШКМ). В бортах имелись амбразуры для ![]() В ходе доводки в конструкцию машины было внесено более 20 серьёзных изменений. Три экземпляра второй опытной партии прошли 25 000 км. Однако принятия Type 64 на вооружение не произошло. Машина демонстрировала плохую проходимость по слабым грунтам, оказалась перетяжелённой и ненадёжной. Гусеничный бронетранспортёр Type 63 Проанализировав опыт эксплуатации советских БТР-152 и БТР-50П, а также результаты испытаний собственных Type 64, китайское военное руководство пришло к выводу, что колёсные бронетранспортёры зачастую не в состоянии двигаться в одних боевых порядках с В 1958 году Департамент оборонной промышленности при правительстве КНР выдал техзадание на разработку нового бронетранспортёра. Непосредственно разработка машины была возложена на 30-й научно-исследовательский институт и конструкторское бюро 618-го Северного автомобильного завода. Позже это предприятие вошло в состав крупнейшего китайского производителя вооружений – корпорации NORINCO. В процессе создания первого отечественно гусеничного БТР китайские специалисты активно использовали советские наработки. В частности, китайцы заимствовали узлы торсионной подвески, опорные катки, гусеничные траки и элементы трансмиссии, использовавшиеся на плавающем танке ПТ-76 и бронетранспортёре БТР-50П, а также 6-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-6 мощностью 260 л.с., выпускавшийся в Китае под наименованием 6150L. Ходовая часть каждого борта имела четыре обрезиненных односкатных опорных катка. Ведущее колесо находилось спереди. Подвеска – индивидуальная торсионная, при этом подрессоренными были только первые катки. Верхняя ветвь гусеницы прикрывалась фальшбортом с характерной выштамповкой. ![]() Компоновка бронетранспортёра была обычной для машин такого типа. Моторное отделение, отделённое от обитаемого пространства бронеперегородкой, находится с правой стороны ближе к средней части бронетранспортёра. Трансмиссия располагается в носовой части корпуса, доступ к ней обеспечивается через съёмный бронелист в верхней лобовой детали корпуса. Такая конструктивная схема освобождала место в кормовой части и давала возможность десантникам осуществлять посадку и выход через кормовую дверь. В передней части машины расположены рабочие места механика-водителя (с левой стороны) и командира (с правой стороны), при этом место командира было изолировано от десантного отсека. Для обзора местности командир мог использовать вращающийся перископ. По центру корпуса находится люк пулемётчика. В десантном отделении и на креслах рядом с водителем могли относительно свободно разместиться 10 мотострелков. В лобовой части корпуса толщина стальной сварной брони составляла 14 мм, борта и корма – 7 мм, крыша – 6 мм. С учётом рациональных углов наклона верхний лобовой лист выдерживал попадания бронебойных 12,7-мм пуль, а борта защищали от огня стрелкового оружия калибра 7,62-мм и лёгких осколков. Однако в ходе локальных конфликтов выяснилось, что на близкой дистанции борта винтовочные пули не держат. Улучшить выживаемость бронетранспортёра в бою должен был низкий силуэт – максимальная высота по крыше корпуса не превышала 1,9 метра. Первый опытный экземпляр был вооружён 7,62-мм пулемётом Type 53 (китайская копия СГ-43). Для ведения огня по противнику десантники имеют возможность использовать своё личное оружие, стреляя из закрывающихся бойниц. ![]() К испытаниям прототипа, получившего заводское обозначение WZ531, приступили в первой половине 1959 года. Хотя эта машина впоследствии стала настоящей «рабочей лошадкой» Сухопутных войск НОАК, на первом этапе тестирования выявилось множество недочётов и неудовлетворительная надёжность основных узлов и агрегатов, что было связано с недостатком опыта китайских конструкторов и низким качеством изготовления, и машина была отправлена на доработку. В 1961 году появилась вторая модификация, известная как WZ531A, и её доводка продолжалась ещё два года. В 1963 году члены приёмной комиссии, состоявшей из представителей НОАК и Департамента оборонной промышленности правительства КНР, подписали документ, согласно которому бронетранспортёр сочли пригодным к принятию на вооружение, и ему присвоили войсковое обозначение Type 63. ![]() На серийном бронетранспортёре пулемёт винтовочного калибра заменили 12,7-мм Type 54, из которого можно было вести огонь по наземным и воздушным целям. К пулемёту имелось 500 патронов, снаряжённых в ленты. На первом этапе огонь из крупнокалиберного пулемёта вёл кто-то из десантников, но позже в состав экипажа ввели штатного пулемётчика. Полная снаряжённая масса первых Type 63 немногим превышала 12 т. Максимальная скорость движения на шоссе достигала 60 км/ч. Маршевая – до 45 км/ч. На пересечённой местности – не более 25 км/ч. Запас хода – до 500 км. Бронетранспортёр имел герметичный корпус с положительной плавучестью и мог совершать непродолжительные заплывы со скоростью 6 км/ч. На воде движение происходило за счёт перематывания гусениц. После начала войсковой эксплуатации машин первой серии из строевых подразделений стали массово поступать рекламации, после чего выпуск прекратили до устранения основных замечаний. Доработанную модель, получившую заводское обозначение WZA531, стали производить в 1964 году. Однако начавшаяся в КНР «Культурная революция» крайне негативно сказалась на темпах поставок Type 63. В достаточных объёмах насытить сухопутные войска НОАК гусеничными бронетранспортёрами удалось только в 1980-х. На пике производства в 1985 году было сдано почти 700 единиц. Показательно, что в первую очередь БТР направлялись в части и соединения, дислоцированные вдоль границы с СССР. Точное число выпущенных бронетранспортёров Type 63 и гусеничных машин, построенных на их базе, неизвестно, но согласно справочным данным, их могли выпустить до 8000 экземпляров. Модернизация бронетранспортёра Type 63 и специальные машины на его базе По мере накопления опыта эксплуатации в войсках в конструкцию БТР вносились изменения, призванные улучшить эксплуатационные свойства, повысить надёжность и боевую эффективность. Также шасси Type 63 использовалось для создания бронированных машин специального назначения. Во второй половине 1970-х началось производство БТР Type 63В, также известных как Type 63-I (заводское обозначение WZ531B) с 5-опорной ходовой частью. ![]() Добавление ещё одного опорного катка позволило удлинить корпус и увеличить снаряжённую массу до 15 т. Удлинение корпуса дало возможность дополнительно разместить ещё четырёх десантников, но снизило максимальную скорость и ухудшило проходимость. Помимо дополнительного катка от предыдущей модификации Type 63В отличался открытой сверху пулемётной башней, что в последствии также использовалось на части поздних черырёхкатковых машин. ![]() Бронетранспортёров Type 63В с 6-цилиндровым дизельным двигателем 6150L сделали относительно немного, значительная часть 5-катковых шасси использовалась для выпуска 122-мм самоходных гаубиц Type 70 (заводское обозначение WZ302). ![]() Это была относительно примитивная САУ, напоминавшая конструкции периода Второй мировой, в которой использовалась открыто установленная 122-мм буксируемая гаубица Type 54 (копия советской М-30). Благодаря сравнительно высокому расположению люльки гаубицы угол вертикального наведения орудия был доведён до 80°. Масса машины составляла 15,4 т. Максимальная скорость движения по шоссе – 56 км/ч. Запас хода – до 450 км. Водные преграды САУ Type 70 преодолевала с помощью специальных привязанных понтонов. Расчёт – 6 человек. Дальность стрельбы – 11,8 км. Боекомплект – 40 выстрелов. Скорострельность – 5 выстр./мин. ![]() Первый прототип самоходной гаубицы появился в 1974 году, но из-за производственных проблем и затянувшейся доводки выпуск самоходок начался в 1980-е. К тому моменту Доработанное 5-катковое шасси стало базой для БТР Type 85 с 12,7-мм пулемётом и БМП Type 89, вооружённой 25-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом. ![]() Эти машины, созданные в конце 1980-х и производившиеся в основном на экспорт, получили 320-сильный 8-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения BF8L413F, выпускавшийся в Китае по лицензии германской фирмы KHD. Боевая масса БМП достигает 15,4 т. Максимальная скорость – до 65 км/ч. Запас хода – до 450 км. Экипаж – 3 человека. Вместимость десантного отделения – 7 человек. Модернизация машин с 4-катковым шасси состоялась в начале 1980-х. Бронетранспортёр Type 63С также оснащён дизельным двигателем воздушного охлаждения BF8L413F мощностью 320 л.с. ![]() Благодаря применению новой силовой установки удельная мощность возросла с 20,6 до 25,4 л.с./т, что позволило улучшить показатели проходимости и подвижности. Внешне модернизированные БТР имеют существенные отличия: на крыше МТО установили жалюзи большего размера, вместо выхлопного окна с дефлектором сделан маленький патрубок в кожухе, за правой фарой был смонтирован грибовидный воздухозаборник. Рабочее место командира с правой передней части корпуса перенесли за кресло механика-водителя. В распоряжении экипажа появились современные для 1980-х годов средства связи и приборы ночного видения активного типа. Была усилена трансмиссия, в состав бортового оборудования ввели фильтрационную установку, обеспечивающую коллективную защиту от радиоактивной пыли и отравляющих веществ. Для более удобного покидания машины в крыше десантного отделения были дополнительно сделаны два больших люка, расположенных вдоль бортов, справа и слева от пулемётной установки. ![]() На экспорт эта модификация поставлялась под обозначением Type 81. Часть БТР Type 63 построенных в 1970-е годы, в ходе капитального ремонта модернизировали до уровня Type 63С, присвоив им обозначение Type 63G. Пулемётную установку башенного типа имели машины, адаптированные для высадки с десантных кораблей и предназначенные для эксплуатации Корпусом морской пехоты НОАК. ![]() Этот бронетранспортёр с удлинённой носовой и кормовой частью, предотвращающей захлёстывание корпуса при волнении моря, имел дополнительный запас плавучести и воздухозаборник с блокировкой попадания воды в двигатель. В корме подвешивался лодочный мотор, обеспечивавший скорость на плаву до 25 км/ч. ![]() Машина связи WZ721 Модернизированное шасси Type 63С послужило базой для самоходных 82-120-мм миномётов, 130-мм РСЗО, зенитных установок, командно-штабных, связных и санитарных машин, подвозчиков боеприпасов и машин технической поддержки. ![]() Командно-штабная машина Type 63D Отдельного упоминания заслуживает зенитная самоходная установка ZSD63, разработанная в конце 1980-х для сопровождения танковых и мотострелковых подразделений. ![]() Зенитная самоходная артиллерийская установка ZSD63 Эта ЗСУ вооружена спаренной 25-мм зениткой PG87, созданной на базе советской ЗУ-23. Практическая скорострельность – 200 выстр./мин. Дальность стрельбы по воздушным целям – до 2500 м. Досягаемость по высоте – 1500 м. В войска поступило несколько десятков самоходок, вооружённых 25-мм автоматами, но за пределы КНР они не поставлялись. ![]() Однако с учётом того, что китайские бронетранспортёры Type 63 широко экспортировались в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, где активно применялись в боевых действиях, на них нередко ставили оригинальные 23-мм советские зенитные установки ЗУ-23. В настоящее время бронированные гусеничные машины семейства Type 63 в Китае считаются устаревшими и в подразделениях НОАК первой линии практически полностью заменены колёсной и гусеничной бронетехникой нового поколения. Экспорт и боевое применение бронетранспортёров Type 63 и машин, созданных на их базе Китайские гусеничные бронетранспортёры Type 63 и машины на их базе пользовались успехом у иностранных покупателей. Согласно справочным данным, количество поставленных за рубеж машин семейства Type 63 превышает 800 единиц. ![]() Медико-эвакуационная машина YW750 армии Пакистана Китайские гусеничные бронетранспортёры и бронированные машины, созданные на их базе, экспортировались в Албанию, Бангладеш, Камбоджу, Демократическую Республику Конго, Гвинею-Бисау, Иран, Ирак, Камбоджу, КНДР, Пакистан, Судан, Шри-Ланку, Танзанию, Таиланд, Вьетнам, Зимбабве и в бывшие советские среднеазиатские республики. ![]() БТР Type 85 с таджикскими опознавательными знаками В Северной Корее по лицензии выпускалась собственная версия бронетранспортёра, известная как ВТТ-323, со спаренными 14,5-мм пулемётами, установленными в закрытой башне. ![]() В КНДР шасси бронетранспортёра ВТТ-323 использовалось при создании самоходных 82-120-мм миномётов, 85, 122 и 152-мм САУ, ПТРК, РСЗО и ЗРК малой дальности, а также пусковых установок ПКР КН-01. ![]() Северокорейские БТР ВТТ-323 также поставлялись на экспорт, они замечены в Сирии и Эфиопии. По всей видимости, боевое крещение Type 63 состоялось на завершающем этапе Вьетнамской войны. Вооружённые силы Северного Вьетнама использовали бронетранспортёры китайского производства наравне с трофейными американскими БТР М113. ![]() В сложных условиях Юго-Восточной Азии Type 63 в целом проявили себя неплохо. Хотя по надёжности и удобству эксплуатации они уступали американским бронетранспортёрам, китайские БТР легко ремонтировались и у них было меньше проблем с ГСМ. В следующий раз БТР Type 63 пошли в бой в феврале 1979 года, когда китайская армия вторглась во Вьетнам. ![]() Примечательно, что машины этого типа использовали как китайские, так вьетнамские войска. Примерно с 1984 года для восполнения потерь бронетехники в ходе Ирано-иракской войны Саддам Хусейн закупал бронетранспортёры в Китае. ![]() Хотя иракские военные были не в восторге от тонкой бортовой брони БТР Type 63, которая на близких дистанциях пробивалась даже из АКМ, особо выбирать им было не из чего. ![]() Какое-то количество гусеничных БТР пережило вторжение американцев в Ирак и впоследствии было захвачено курдами и исламистскими вооружёнными формированиями. Судя по всему, китайские экспортные машины Type 81 и Type 85 участвовали в Великой африканской войне, бушевавшей на территории Демократической Республики Конго с 1998 по 2003 год, в ходе которой погибло более 5 млн человек. ![]() Очень активно бронетранспортёры китайского производства применялись в вооружённых столкновениях между правительственными силами Шри-Ланки и террористической группировкой Тигры освобождения Тамил-Илама. ![]() Боевиками ТОТИ удалось захватить несколько БТР Type 63, и как минимум одна машина была переделана в танк. ![]() В условиях полевых мастерских тамилы усилили защищённость, увеличив толщину брони и сделав внутреннюю перекомпоновку. На бронетранспортёр установили башню с 76-мм низко импульсной пушкой L5A1, демонтированную с британского бронеавтомобиля FV601 Saladin, и 12,7-мм пулемёт Type 54. ![]() Судя по всему, боевая карьера этого танка была не слишком успешной, и после разгрома ТОТИ в 2009 году он был отбит регулярной армией. Как уже говорилось выше, в НОАК гусеничные бронетранспортёры, ведущие свою родословную от прототипа, появившегося в 1959 году, заменяются машинами нового поколения. Впрочем, это не мешает продавать в страны «третьего мира» БТР Type 85 и БМП Type 89. Относительно недавно партию таких машин приобрела Нигерия. [COLOR=inherit !important] [/COLOR] |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
бронетехника |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Beechcraft King Air. Рабочая лошадка американских ВВС | ezup | История мировой авиации | 0 | 07.10.2021 11:32 |
«Советская рабочая лошадка» вертолёт Ми-8Т выведен из эксплуатации в Венгрии | ezup | Авиационные новости | 0 | 01.04.2021 22:34 |
ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии | ezup | Автомобили военного назначения | 0 | 12.11.2019 10:37 |
«Рабочая лошадка» ядерной триады | ezup | Военная приемка | 0 | 15.02.2017 00:13 |
Type 89 - основной автомат Сухопутных войск Японии | ezup | Автоматы | 0 | 19.12.2011 09:09 |