Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
Вчера, 23:02 #1 | #1 |
|
Су-25: на выход, в историю
Су-25, А-10, Q-5 исчезают и скоро совсем сойдут с арены. Насколько это ослабит ВВС соответствующих стран – вопрос, потому что стоит признать: сегодня классический штурмовик – это оружие уходящей эпохи, и уже сегодня ему практически нет места на современном театре военных действий. Конечно, до проблем американцев и китайцев с их штурмовиками (кстати, Q-5 всех модификаций ВВС НОАК отправлены в резерв) нам дела нет, мы посмотрим на Су-25 и попробуем сделать какие-то выводы как за, так и против. Действительно, Су-25 очень непросто оценивать, учитывая всю боевую историю этого самолета, но есть определенная черта, за которой уже можно говорить о неэффективности самолета как ударной единицы. Но определенный Рубикон в виде СВО подчеркнул все недостатки самолета, которые могут привести к тому, что в самом ближайшем будущем Су-25 как боевой самолет перестанет быть эффективным. Штурмовик Су-25, как известно из его описаний, предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Вообще, о сильных сторонах «Грача» сказано очень много за время его службы, потому поговорим о слабых местах, потому что именно они определяют эффективность самолета как боевой машины. Главный недостаток Су-25 – БРЛС Точнее, полное отсутствие бортовой РЛС даже в перспективе. И если американцы пытались решить это на своем А-10 при помощи БРЛС WX-50, расположенной в подвесном подфюзеляжном контейнере, то Су-25 остался без нее. Двухместный Су-25Т/ТМ с РЛС «Копье-25» так и остался интересным и многообещающим проектом. РЛС сегодня — данность, обеспечивающая эффективную тактику применения боевого самолета. Можно запихнуть в самолет сколько угодно различной аппаратуры типа прицельно-навигационных комплексов со спутниковой коррекцией, но это дела не меняет: на переднем крае РЭБ делает невозможным применение многих вещей, от GPS-навигатора до дрона-камикадзе. Причем о том, насколько эффективен современный РЭБ, запросто могут рассказать жители обычных российских городов, которые летом ехали на юг, скажем, через Воронеж. Сколько их выводили на трассу. Что происходит в Курске и Белгороде… Ну, скажем так: про навигацию там забыли давно. Спутниковые сигналы глушат напрочь, поскольку летящая ракета или дрон используют абсолютно те же сигналы. Так что самолет переднего края не сильно-то сегодня в этом плане отличается от прародителя Ил-2. Та же карта в прозрачном кармане и в помощь ей инерциальная навигационная система. Облегчающая жизнь летчику, но не точнее карты. Не сильно точнее. Насколько просто летать летчику на самолете типа Ил-2 в условиях современного боя — это, конечно, лучше пусть летчики и рассказывают. Да, у Су-25 есть системы оповещения об облучении радаром, автоматы отстрела тепловых ловушек и так далее, но нет главного: возможности отслеживания оперативной обстановки. Вооружение Оно фактически тоже на уровне Ил-2. Обычные свободнопадающие бомбы, неуправляемые реактивные снаряды. Возможно применение корректируемых боеприпасов типа ракет семейства Х-25, но для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 оснащён лазерным дальномером-целеуказателем. После захвата цели и пуска ракеты/сброса КАБ летчик должен подсвечивать цель до её поражения, что сегодня никак нельзя назвать хорошим делом. Пока летчик на небольшой скорости летит и держит цель в подсвете, по нему наводится и стреляет всё, что может. Но о возможностях противника чуть ниже. Бронирование Штурмовик – это броня. Брони по весу у Су-25 меньше, чем у А-10, но тоже впечатляет. Кабина пилота сварная, выполнена из титановой брони АБВТ-20. Толщина бронеплит составляет от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщины 55 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщины 6 мм. Считается, что летчик практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибра до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибра до 30 мм. Однако в Первой чеченской войне был зафиксирован факт сбития Су-25 из пулемёта ДШК: пули попали в небронированное боковое стекло. Но сегодня основной противник штурмовика, то есть самолета, летающего на небольшой скорости (а на большой летчику целиться глазами сложно) и на небольшой высоте (с большой высоты опять же сложнее прицеливаться и там ЗРК работают), – ПЗРК. Переносной зенитный ракетный комплекс. И на долю этого оружия приходится основной процент потерянных самолетов, причем это все началось еще в афганскую войну с появлением «Стингера». Но тогда ПЗРК был неким «чудо-оружием», а сегодня это обыденность, получившая распространение по всему миру. Для того чтобы оценить уровень потерь штурмовиков Су-25 в СВО, позволю себе привести данные с одного британского ведомства, которое пытается объективно отслеживать и оценивать потери ВВС ВСУ и ВКС РФ. С нашими потерями там всё очень непросто, нужен тройной фильтр, поскольку откровенного бреда более чем достаточно. Например, как вам вот такая запись: 1 марта 2023. Су-25. Потерпел крушение где-то на Украине. Пилот катапультировался и был эвакуирован Ми-8, выполнявшим поисково-спасательную операцию. Был кем-то как-то сбит российский Су-25 где-то на Украине. Блеск, правда? 10 марта 2023. Су-27. Повреждён в результате партизанской атаки на аэродром Угловое в Приморском крае. Видео опубликовано 10 марта 2023 года. Тоже прекрасно. Да, видео партизанской атаки на колесо самолета было. Помню, видел. Кроме сгоревшего колеса и нескольких шлангов гидросистемы выпуска шасси, повреждений больше не было заявлено. 24 июня 2023. Ил-22М. Сбит в Воронежской области группой Вагнера во время восстания группы Вагнера. Когда, правда, группа «Вагнера» перешла на сторону ВСУ, тем самым позволив занести сбитие Ил-22М в список потерь ВКС, там не сказано. И вот таких откровенно надуманных и явно завышенных потерь там очень много. А вот потери ВВС ВСУ почему-то приведены весьма тщательно. Впрочем, вот выборка из списка потерь, касающаяся Су-25, принадлежавших ВВС ВСУ. 16 июля 2014. Су-25 с позывным «Синий 03» был сбит над восточной Украиной в районе Амвросиевки, пилот успешно катапультировался. Другой Су-25 с позывным «Синий 41» был повреждён, но благополучно приземлился. Оба самолета были атакованы ПЗРК. 23 июля 2014. Два Су-25 с позывными «Синий 04» и «Синий 33» были сбиты в районе Саур-Могилы, использованы ПЗРК. 29 августа 2014. Су-25 с позывным «Синий 08» был сбит ракетой ПЗРК под Старобешево во время Иловайского сражения. Пилот, капитан Владислав Волошин, катапультировался и через 4 дня добрался до подконтрольной Украине территории. СВО 24 февраля 2022. 2 Су-25 «Синий 12» и «Синий 42» были уничтожены в результате российских ракетных ударов по авиабазе Кульбакино. 25 февраля. Су-25 с позывным «Синий 19» был сбит под Чаплинкой, подполковник Жибров погиб. 25 февраля. Су-25 с позывным «Синий 39», пилотируемый Геннадием Матуляком, был сбит российским истребителем возле Глебовки, Вышгород, Киевская область. 26 февраля. Су-25 с позывным «Синий 30» был сбит в Херсонской области, недалеко от Николаева. Пилот Александр Щербаков погиб. 26 февраля. Су-25М1 с позывным «Синий 31» из 299-й ТБАП был сбит под Федоровкой. Капитан Андрей Антихович погиб. 27 февраля. Су-25 с позывным «Синий 49» сбит в Херсонской области российским истребителем Су-35, летчик Андрей Максимов был ранен и попал в плен. 2 марта. Су-25 «Синий 29» из 299-й бригады тактической авиации был сбит российским истребителем над Староконстантиновом в Хмельницкой области. Летчик Корпан погиб. 3 марта. Су-25, позывной «Синий 40», из 299-й бригады тактической авиации, пилотируемый капитаном Вадимом Морозом, был сбит российским истребителем над Николаевом. 4 марта Су-25УБ был уничтожен на земле российскими войсками на авиабазе Кульбакино в Николаевской области. 14 марта. Су-25 был сбит российским ЗРК в Волновахе, Донецкая область. Пилот Роман Василюк попал в плен. 10 апреля. Су-25 был уничтожен на земле внутри ангара на авиабазе «Днепр» в результате российских ракетных ударов. 15 апреля. Су-25 был сбит российским ЗРК в Изюме ночью. Пилот, капитан Егор Середюк, погиб. 14 мая. Су-25 из 299-й бригады тактической авиации был сбит в Гуляйполе, Запорожская область. 26 июля. Су-25 «Синий 16» начальника разведки 299-й бригады тактической авиации Александра Кукурбы был сбит российским истребителем в Днепропетровской области. Кукурба погиб. 15 августа. Су-25 из 299-й бригады тактической авиации, пилотируемый полковником Юрием Погорилым, был потерян во время боя с российскими войсками. ПЗРК. 19 сентября. Су-25 «Синий 56» сбит российским ЗРК 9К33 «Оса» в Егоровке Донецкой области. 6 января 2023 года. Су-25 «Синий 44» был сбит ЗРК «Оса» над Бахмутом, самолет упал в городе. Двигатели самолёта были засняты российскими СМИ на улицах города в апреле 2023 года. 27 января. Су-25 «Синий 37» был сбит российским истребителем под Краматорском, в результате чего погиб пилот 299-й бригады тактической авиации Даниил Мурашко. 23 сентября. Два самолёта Су-25 были уничтожены ракетным ударом на авиабазе в Кривом Роге. 10 октября. Су-25 был уничтожен беспилотником ZALA Lancet 3 на взлётно-посадочной полосе авиабазы Долгинцево недалеко от авиабазы Кривой Рог. 7 февраля 2024 года. Су-25 «Синий 35» из 299-й бригады тактической авиации был сбит российским Су-35 во время боевого вылета. Пилот Владислав Рыков погиб. 6 июня. Су-25 был поврежден до такой степени, что не подлежал восстановлению, беспилотником «Ланцет» на авиабазе в Кривом Роге. 11 июня. Су-25 был уничтожен беспилотным боеприпасом «Ланцет» на авиабазе в Кривом Роге. 29 июля. Су-25 был уничтожен на земле российским «Ланцетом» в Кривом Роге. 14 декабря. Су-25 «Синий 27» 299-й бригады тактической авиации был сбит российским ЗРК С-300 под Херсоном. Пилот Владислав Солоп погиб. Можно приблизительно подсчитать, что 33 уничтоженных и подтвержденных противником Су-25: - огнем ЗРК было уничтожено 5 самолетов; - ПЗРК уничтожили 6 самолетов; - истребители сбили 7 самолетов; - ракетные удары и БПЛА уничтожили 10 самолетов; - другое – 4 самолета. Погибло минимум 11 летчиков, то есть треть. Причем заметно, что ПЗРК были причиной уничтожения Су-25 на начальном этапе войны, когда на Донбассе не было ничего, кроме них, да и с подготовленными кадрами тоже было не очень хорошо. То есть штурмовики уничтожались непосредственно во время их боевого применения. С началом СВО география потерь заметно расширилась: в дело пошли дальнобойные ЗРК российской армии и истребители, которые перехватывали Су-25 до того, как те приступали к нанесению ударов. А вот к конечной фазе украинским самолетам перестали давать и такую возможность, уничтожая их непосредственно на аэродромах. О чем это говорит? Да о том, что штурмовик хорош сегодня исключительно в конфликтах, где нет места истребительной авиации и организованному ПВО. Вот тогда штурмовик может спокойно делать свою работу, опасаясь исключительно крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. Ну, то есть, почти не опасаясь их, потому что не так это просто — попасть в летящий на скорости в несколько сотен километров в час самолет. ПЗРК — да, неприятно, особенно когда опытные операторы, умеющие устроить «вилку» из двух (а лучше трех) ракет. Но есть тепловые ловушки, которые могут обмануть не самую навороченную ГСН ракеты ПЗРК, если успеть засечь старт. А вот когда в ход идут более серьезные ЗРК, тут становится тяжелее. И ловушки могут не помочь, сегодня в моде и РЛГСН, и комбинированные. Ну а истребитель — это просто печаль. Ничего Су-25 не сможет противопоставить такой машине, как Су-35. Две жалкие Р-60, которые мало того, что старые, как мир, и уже сняты с вооружения по причине ненадежности по возрасту (50 лет — это многовато все-таки), так и летели они на 10 км, что в современном мире просто несерьезно. А учитывая, что Су-25 не сможет «увидеть» оппонента по причине отсутствия РЛС, то и стрелять противник будет как в тире. Спокойно и уверенно, километров с 30-40. Что, собственно, наши и делали. Предварительный итог печален: Су-25 (да и А-10) со своим архаичным неуправляемым вооружением – это не эффективное оружие современного военного конфликта. НУРС/НАР, которые запускают пачкой по принципу «на кого бог пошлет», а еще и с кабрирования – это работа по огромным площадям с минимумом ущерба противнику. Управляемое оружие? Лазерное наведение — это очень хороший способ избавляться от летчиков. Здесь нужно не просто с уважением относиться к человеку, который способен вести самолет, уклоняясь от всего, что в него летит, отслеживать обстановку вокруг в плане противодействия противника и держать цель в лазерном прицеле. Таких людей надо боготворить. Но на месте любого авиационного командира стоило бы отправить на задание что-то более современное. Да еще и с экипажем из двух человек, чтобы один долбил противника всем, что есть (и желательно высокоточно так), а второй спокойно порхал над полем, показывая фигу всем внизу, желающим поцарапать его птичку. Да, очередной дифирамб и гимн в честь Су-34, который это запросто может осуществить. Хорошо, не запросто, но намного более эффективно, а главное (очень важно в наше время) – с безопасной, по меркам штурмовиков, дистанции. Кто-то скажет, что не стоит забывать про моральный эффект поддержки войск на земле. Когда вот это самое «Грачи прилетели», шипение НУРСов, взрывы на той стороне ЛБС, земля до неба… Ну да, и одинокая ракетка, хлопок, и купол в небе, и «Это вам за пацанов». Украинская статистика: каждый третий летчик-штурмовик приземлился на небесном аэродроме. Каждый третий. Это немало. Лирическое отступление. Тут недавно на одном ура-ресурсе один полковник высказал мысль, что, дескать, надо бы каждой дивизии придать полк штурмовиков. Вот только вооружить его надо не Су-25, а по образу и подобию американцев, чем-то типа «Тексана» или «Тукано». Винтомоторными самолетами, небронированными и легко вооруженными. Для, понимаешь, точечной поддержки войск. В Западном военном округе (да, сейчас его на два опять развели) было 8 (восемь) полноценных дивизий. Значит, 8 таких полков. С легкими штурмовиками. То есть, «всего-то» 250-300 летчиков. Если посмотреть на количество выпускаемых летчиков всеми училищами ВКС, то станет понятно, что тот господин полковник самолеты только на видео и наблюдал. И подобное дело осуществимо, но… этак к году 2070-му. Да у нас каждый погибший летчик — он даже не на вес золота. Более сравним с калифорнием-252, который стоит 27 миллионов долларов за грамм. И вообще, какой смысл убивать летчиков в атаках противника неуправляемым вооружением… Вопрос о том, насколько необходим штурмовик типа Су-25 в конфликтах будущего, — да, необходим. В Судане, Конго, Мали и прочих Эритреях. Где нет ничего, что могло бы помешать штурмовику штурмовать позиции противника неуправляемыми бомбами и ракетами. Для высокотехнологичных конфликтов, как СВО, теперь есть новое оружие. Более эффективное, чем этот самолет. Беспилотник с кумулятивным зарядом способен уничтожить танк легко и непринужденно, все зависит от умения оператора, который сидит не под огнем в кабине штурмовика, а на безопасном расстоянии. И оператор способен вывести намного больше техники и солдат противника, чем эффектные, но не эффективные неуправляемые снаряды, от которых точности ждать будет только совсем уж закоренелый оптимист. И все эти разговоры о том, что «новый прицельный комплекс обеспечивает неуправляемому оружию точность, сопоставимую с высокоточным»… Время штурмовиков ушло. Лихие атаки на бреющем полете, пушечные очереди, залпы НУРСов – всё это осталось в прошлом. И это понимают и наши противники, и наши командиры. Недаром список потерь у обеих сторон в плане штурмовиков становится всё короче. Нет никакого резона гонять на убой летчиков в старых машинах, которые неспособны обороняться от современных угроз. Нет никакого эффекта, кроме морального, от применения устаревшего вооружения. Даже такая старая штуковина, как ФАБ-250, сможет нанести куда больше урона, если к ней прикрутить УМПК и дать управление оператору в Су-30 или Су-34. И старая бомба полетит туда, куда ей скажут, а не туда, куда получится. Да, пришло время менять приоритеты. Пришло время нового оружия. Более беспощадного к противнику и сберегающего жизни своих. А Су-25, кстати, пригодятся и еще точно повоюют. Во всяких Суданах и Эритреях. Как и положено крепко сшитому ветерану многих кампаний. |
|
Новая тема Ответить |
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Су-25 и Ми-28 – все, в историю? | ezup | Авиация | 0 | 25.11.2024 11:19 |
МиГ-35: улетает в историю за ненадобностью | ezup | Авиация | 0 | 09.06.2022 13:30 |
Растения, изменившие историю | ezup | Флора | 0 | 03.08.2019 00:33 |
ТОП-5 истребителей за всю историю авиации | ezup | Авиация | 0 | 23.10.2016 23:13 |
Выход есть! | ezup | Полезное | 1 | 17.10.2013 22:52 |