Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый Сегодня, 15:18 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Лёгкий / Средний танк Тип 89 (Type 89 Medium Tank I-Go)
ezup
ezup вне форума



Введение

Средний танк Тип 89 «И-Го» является, наверное, самым обсуждаемым танком по названию самого танка и его модификаций. Существуют несколько западных версий названий танка и его модификаций. В Японии тоже сейчас существуют свои две версии. Когда появилась старая версия, не знаю, а новая версия стала известна в начале 21 века. На сайте Такидзавы она появилась где-то в 2015 году, а позже и на других сайтах. Ниже написано про разные версии, в том числе и новая японская версия о модификациях танка Тип 89.

Немного истории

В Императорской армии Японии (Imperial Japanese Army) быстро осознали потенциал танков и уже в 1917 году начали переговоры о закупке зарубежных эталонных образцов. 24 октября 1918 года, менее чем за месяц до окончания Первой мировой войны, в японский порт Йокогама прибыл тяжёлый британский танк Tank Mark IV («Самка»), предназначенный для пехотной школы в префектуре Тиба. В дальнейшем были закуплены, приняты на вооружение и модернизированы 13 (в Японии считают, что 22) Renault FT (Танк «Рено» тип А, более известен как «Ко» Гата Сенся), а четыре Mk A Whippet также были поставлены в 1919 году, но местного названия не получили.

В 1929 году Япония вынуждена была купить новые танки из-за рубежа, пока своё производство только налаживалось, 10 (в Японии считают, что 23) танков Renault NC-27 (Танк «Рено» тип Б, более известен как «Оцу» Гата Сенся), а в 1930-м две танкетки Carden-Loyd Mk.VI (Тип «Ka» Кидзюся), и ещё 4 были куплены через время. И это не считая закупленных за рубежом на испытания в количестве 1–2 единицы.

С 1925 началось строительство танковых сил. 1 мая 1925 года были сформированы 1-й танковый корпус в Куруме, префектура Фукуока, и танковый корпус пехотной школы в Тибе. На вооружении были переданы четыре тяжёлых (средних) британских Mk A Whippet и шесть лёгких французских «Ко» Гата Сенся («Рено» А). Почти все танки, что тогда имелись в наличии у японской армии. В конце 20-х годов кавалерия тоже захотела танки и строила их в дальнейшем серийно, всего три модели, фактически танкетки (Тип 92, Тип 94 ТК, Тип 97). Машины, построенные для поддержки кавалерии, именовались бронированными автомобилями (装甲車 — Сокося), а для поддержки пехоты – танками (боевыми машинами) (Сенся — 戦車).

В 1925 году японская армия ввела новую классификацию танков: лёгкие, с боевой массой менее 10 тонн (Renault FT), а свыше — тяжёлые (Mk A Whippet). Первый построенный японский многобашенный опытный танк «Экспериментальный танк № 1» (試製一号戦車), а также все последующие за ним опытные танки массой более 10 тонн по этой классификации относятся к тяжёлым. Основу танковых сил Японии должны были составлять лёгкие танки, а тяжёлые их поддерживать. Но освоить выпуск тяжёлых танков промышленность Японии так и не смогла.

Первым тяжёлым танком, созданным для поддержки лёгкого танка Тип 89, стал Тип 91 — опытный тяжёлый танк, построенный в единичном экземпляре. Вторым создали тяжёлый танк Тип 95, ещё известный под названием «Ро-Го», что значит «Второй». Построили 4 танка, и на этом производство прекратили. В разведсводках некоторых стран, в том числе и СССР, упоминается ещё один тяжёлый танк — Тип 97. Про последующие тяжёлые танки достоверной информации нет, только рисунки или упоминания, что они были.

В 1935 году в Императорской армии Японии была введена новая классификация танков: с боевой массой менее 10 тонн как лёгкие, от 10 до 20 тонн как средние, а более 20 тонн стали тяжёлыми. А на смену Тип 89 «И-Го» сначала приняли новый лёгкий танк Тип 95, имеющий название «Ха-Го» (в переводе — «Третий»), а потом и новый средний танк — Тип 97, более известный под названием «Ти-Ха». Интересно, а танк «Ха-Го» после перехода на систему Ироха стал называться по-новому — «Кэ-Ха»? Названия танка «Кю-Го» (Kyu-Go – девять-пять) и «Кэ-Го» (Ke-Go - лёгкий пятый) неправильные.


Название танка


В конце 1929 года опытный образец был стандартизирован как лёгкий танк Тип 89 (八九式軽戦車, хатикю сики кэсэнся), что значит 89 тип лёгкий танк). Также он получил кодовое название «И-Го» — «Первая машина» (イ号車), в дальнейшем оно было сокращено до «Первый» (イ号). Это обозначение просуществовало до 13 сентября 1935 года, когда он был переклассифицирован в средний танк Тип 89 (八九式中戦車, хатикю сики тюсэнся), что значит 89 тип средний танк), западное название танка Type 89 medium tank I-Go.

Так как с 1935 года выпускалось две версии танка с разными типами моторов, то они стали называться Средний танк Тип 89А (八九式中戦車甲型) или Тип «Ко» (Тип «А» - Gata «Kō»), западное название - Type 89A I-Go Kō, и Средний танк Тип 89Б (八九式中戦車乙型) или Тип «Оцу» (Тип «Б» - Gata «Otsu»), западное название танка - Type 89B I-Go Otsu.

Тип 89Б является одним из первых в мире серийных танков с дизельным двигателем, а также единственным серийным танком Японии с задним расположением ведущих колёс. На японских сайтах и в литературе название Тип 89 и название «И-Го» пишутся по отдельности, и это касается остальных японских танков. Только в западных источниках и у нас они пишутся вместе. Совсем как история с названиями американских танков. Например, в Америке он называется Medium Tank M4, в Англии его назвали «Sherman», а всему миру он известен как Medium Tank M4 «Sherman».

В 1937 году армия перешла на новую систему наименования бронетехники – систему Ироха, когда прототип получал кодовое название, состоящее из типа танка и порядкового номера разработки. По этой системе название «И-Го» сменилось на «Ти-И», что значит «Средний Первый» (チイ). В Японской Википедии сказано, что Тип 89А стал «Ти-И», Тип 89Б стал «Ти-Ро», но об этом больше нигде нет данных (может и появятся).

В приложении к послевоенным мемуарам Четвертого армейского научно-исследовательского института и Тип 89А, и Тип 89В обозначены как «Ти-И», отсюда возникает вопрос о названии «Ти-Ро». Но в армии это название было не популярно, так как пришло слишком поздно, да и выпуск танка заканчивался. Название танка «Chi-Ro» («Ти-Ро», а не «Чи-Ро» - средний второй) появилось в западных источниках только после ВМВ, и относилось оно ко всем танкам Тип 89. А также из-за того, что первый опытный тяжёлый танк якобы назывался «Ci-I» («Ти-И»), поэтому Тип 89 и стал «Chi-Ro».

Похоже, также в армии Великобритании в сентябре 1941 года танки, которые производились, были переименованы, например: Tank Infantry Mark II стал Tank Infantry Matilda; а Tank Infantry Mark I новое название не получил, потому что его производство было завершено. Транскрипция названия танка дана по Систе́ме Полива́нова — её ещё называют «росия́дзи» или «кири́дзи».

Начиная со справочника Хейгеля, появились выдуманные названия модификаций танка (Тип 2592, Тип 2594). Почему Д. Кроу и Р. Икс назвали его «Chi-Ri» («Ти-Ри» — средний девятый) вообще непонятно. В переводе на английский язык название правильно всё-таки будет «I-Go» («И-Го»), а не «Yi-Go» («Йи-Го»).

Версии о танке


Существует несколько западных версий того, как называются модификации танка Тип 89, вот только часть из них:

Версия 1: Танк модели 1929 г. назывался Тип 89А, 2589, двигатель бензиновый; модификация 1932 г. называлась Тип 89В, 2592, двигатели бензиновый и дизельный; модификация 1934 г. называлась Тип 94, 2594, двигатель дизельный 8150, 160 л. с. Где упоминается: Федосеев, Сергеев, Барятинский, Хейгель, Tomczyk, Rickard J.

Версия 2: Танк модели 1929 г. назывался Тип 89А, двигатель бензиновый; модификация 1932 г. называлась Тип 89В, двигатель бензиновый; модификация 1934 г. была названа Тип 94, двигатель дизельный. Где упоминается: aviArmor, Crow & Icks, Japanese tank and antitank warfare, Chant, Foss.

Версия 3: Танк модели 1929 г. назывался Тип 89А — двигатель бензиновый; модификация 1932 г. и модификация 1934 г. называлась Тип 89В — двигатель дизельный. Где упоминается: Ан.Вики, tanks-encyclopedia, Chamberlain, Ellis.

В Японии существуют несколько версий названий модификаций танка «И-Го», вот последние две:

В старой японской версии называют танк Тип 89А — модель с бензиновым двигателем и двумя вариантами кузова, с изломом лобового листа и с цельным наклонным лобовым листом (версия 1932 года). Но при этом курсовой пулемёт расположен справа, а слева находится механик-водитель. Подвеска раннего образца. А к танку Тип 89Б относят машины с цельным наклонным лобовым листом (версия 1934 года), пулемёт перенесён на левую сторону, а место механика-водителя теперь находится справа. Но главное, что установлен дизельный двигатель, а также подвеска позднего типа. Где упоминается: Hara, Zaloga.

В результате исследований в новой японской версии о танке «И-Го» к модификации Тип 89А отнесены и танки с корпусом от Тип 89Б, но с установленным бензиновым двигателем и небольшими внешними отличиями, которые сильно не видны. При этом модификация танка Тип 89Б с дизельным двигателем сохранилась, про это написано ниже.

Для своего удобства использую альтернативные названия модификациям танка Тип 89А: ранний тип (1929 года) – Тип 89А-1, переходной тип (1932 года) – Тип 89А-2 и поздний тип (1934 года) – Тип 89А-3 (такие же названия иногда встречаются у Т-54 – Т-54-1, Т-54-2, Т-54-3).

А теперь как разные модификации называли и называют в книгах и на сайтах:

Ранний тип: Яп. Вики (Тип 89А); Токидзава (Тип 89А); Федосеев (Тип 89); Барятинский (Тип 89А «Чи-ро»); Сергеев (Тип 89А «Чи-Ро»): Ро. Вики (Тип 89 А); Ан. Вики (Тип 89А); Hara (Type 89A); Tomczyk (89A Chi-Ro); Ledwoch, Solarz (Type 89A); Chamberlain, Ellis (Type 89A); Crow & Icks (Chi-i, 89A); Tank Encyclopedia (Type 89A I-Go); aviArmor (Тип 89 Ко); sensha-manual (Тип 89 «Ко»).

Переходной тип: Яп. Вики (Тип 89А); Токидзава (Тип 89А); Федосеев (Тип 89); Барятинский (Тип 89В «Оцу»); Сергеев (Тип 89В, 2592, «Оцу»): Ро. Вики (Тип 89 В?); Ан. Вики (Тип 89А); Hara (Type 89A); Tomczyk (89); Ledwoch, Solarz (Type 89); Chamberlain, Ellis (Type 89B); Crow & Icks (Chi-i, 89B, 92); Tank Encyclopedia (Ttype 89B I-Go); aviArmor (Тип 89 Оцу); sensha-manual (Тип 89 «Ко»).
Поздний тип: Яп. Вики (Тип 89А); Токидзава (Тип 89А); sensha-manual (Тип 89 «Ко»).

Тип «Оцу»: Яп. Вики (Тип 89Б); Токидзава (Тип 89Б); Федосеев (Тип 94); Барятинский (Тип 94); Сергеев (Тип 2594 «Чи-Ро»): Ро. Вики (Тип 89 В); Ан. Вики (Тип 89В); Hara (Type 89B); Tomczyk (Type 2594 Chi-Ro); Ledwoch, Solarz (Type 89B); Chamberlain, Ellis (Type 89B); Crow & Icks (Chi-ri, 94); Tank Encyclopedia (Ttype 94B I-Go); aviArmor (Тип 94); sensha-manual (Тип 89 «Оцу»).

Создание и производство


28 марта 1928 года было принято решение разработать лёгкий танк массой 10 тонн и максимальной скоростью 25 км/ч, с возможностью преодоления траншеи шириной более 2 м, с орудием калибра 57-мм и 1 пулемётом, броней, способной выдержать огонь 37-мм орудий с расстояния 500-600 м, габаритами, позволяющими перевозить его по железной дороге. Главной его задачей была поддержка пехоты. Основой для его конструкции послужил британский танк Vickers Medium Mk. C, купленный IJA в 1927 году.

Четвёртый научно-исследовательский институт при Техническом штабе армии начал разработку лёгкого танка и завершил первоначальный чертёж в августе того же года. В 1929 году чертежи были отправлены в Осакский арсенал, где ранее был построен «Экспериментальный Танк I». Строительство опытного образца завершилось в апреле 1929 года, в нём использовались броневые листы, которые были сняты с «Виккерс Медиум» Мк С (версия), на остальных опытных танках того времени использовалась мягкая сталь. Сталь для брони, созданную для бронетехники, назвали «Нисэко», разработали её в компании «Ниппон Стил Воркс» в 1924 году. На то время промышленность не могла ещё производить сталь для брони, создан и освоен процесс производства стали был позже.

С апреля 1929 года и до декабря проходили испытания прототипа. В октябре 1929 года танк успешно прошёл испытания на дальность хода в 660 км между Токио и Аомори. В этом же месяце он был временно стандартизирован. Первоначально прототип был классифицирован как лёгкий танк из-за запланированной массы 9,8 тонн, но боевая масса увеличилась до 11,8 тонн. По результатам испытаний, из-за необходимости иметь танки собственного производства, он был всё же стандартизирован как лёгкий танк Тип 89 и получил название «И-Го», а в 1931 году началось его массовое производство.

Тип 89 стал первым серийным японским танком. Первая модернизация танка была произведена в 1932 году, а следующая, большая, в 1934 году. В 1935 году танк был переклассифицирован в средний танк Тип 89, и начали выпускать две версии танка с разными типами двигателей: карбюраторный Тип 89А (Тип «Ко») и дизельный Тип 89Б (Тип «Оцу»).

Массовое производство осуществлялось частной компанией «Корпорация Мицубиси Эйркрафт» (ныне «Мицубиси Хэви Индастриз»). 1 декабря 1929 года компания «Мицубиси Эйркрафт» открыла новый завод Oi в качестве танкового, а завод в Нагое и филиал в Сибауре были преобразованы в Токийский завод. В конце 1931 года к производству также присоединились Японский сталелитейный завод, «Кобэ Сталь» и Японская компания по производству железных дорог.

В 1937 году в Симомаруко был основан завод «Токийский машиностроительный завод Маруко» компании «Мицубиси Хэви Индастриз», а с 1938 года он начал работать как танковый завод, назначенный армией. Завод производил 6% отечественных танков. Выпуск танка Тип 89 продолжался с 1931 по 1939 год, к концу 1934 года было выпущено 220 танков Тип 89А, а с 1935 года по 1939 год было выпущено 184 танка Тип 89А и Тип 89Б. По версиям танка: Тип 89А — произведено 278 (283, возможно, 5 предсерийных) единиц и Тип 89Б — всего выпущено 126 штук.

Прототип Vickers Medium Mk.C


Разработка нового лёгкого танка Vickers Mk.C началась в 1925 году. Базой для него послужило шасси самоходной установки Birch Gun, работы над которой шли в 1923-24 годах. Из лёгких он был быстро переведён в средние танки. Известна данная машина стала как Vickers Medium Mk.C. При разработке танка использовались наработки по проектам Vickers Mk.A, а также Vickers Mk.B, в которых применялась концепция «огненный ёж», то есть много пулемётов по периметру.

Отделение управления размещалось впереди, по центру сидел механик-водитель, а слева от него — пулеметчик. В наклонном лобовом листе корпуса, справа от механика-водителя, сделана дверь для входа-выхода экипажа. Экипаж танка состоял из четырёх или пяти человек. Для ног механика-водителя сделали специальный выступ в лобовой плите корпуса. По бокам от места водителя находились рычаги управления. Педали газа и сцепления, а также рычаг переключения передач находились в выступающей части передней панели. Экипаж состоял из командира, наводчика, водителя и заряжающего. В разных источниках упоминается ещё пятый член экипажа (пулемётчик?).

Двигатель 6-цилиндровый авиационный Sunbeam Amazon II мощностью 110 л.с., имевший водяное охлаждение, находился в кормовой части корпуса. Боковые части корпуса были плоскими, с выступающими спонсонами для пулемётов и топливными баками, расположенными над гусеницами. Ширина танка составляла 2,5 м, длина — 5,33 м, а высота — 2,4 м. Танк мог преодолевать водные преграды глубиной 1 м и траншеи шириной 2 м. Масса танка составляла около 11,6 тонн. Толщина брони Mark C достигала всего 6,5 мм. Броневые листы днища танка — всего 5 мм.


Подвеска Vickers Mark C была сделана на базе Birch Gun и имела ведущее колесо, которое располагалось сзади, а направляющее — спереди. У Mark C было шесть пар тележек, а также дополнительное колесо позади переднего направляющего. Как и у других британских средних танков, колёса подвешивались на вертикальных винтовых пружинах, а подвеска была закрыта грязезащитными бронещитками. На Mark C использовались гусеницы, отличавшиеся от гусениц, применявшихся на других танках. Гусеничные звенья имели прямоугольную форму с кубическими углублениями посередине. Ширина гусениц составляла 305 мм, а среднее давление на мягкую почву составляло 0,49 кг/см².

В Vickers решили, что для борьбы и с пехотой, и с техникой хватит 6-фунтовой пушки (57 мм) с низкой начальной скоростью снаряда. Происхождение этой пушки неизвестно, по-видимому, она никогда не устанавливалась ни на какие другие танки, кроме Mark C и Mark D. Проекты Mark A и Mark B имели кормовой пост управления с пулемётом, от которого отказались. Чтобы контролировать заднюю полусферу, пулемёт разместили в развитой кормовой нише башни. Пулемёт мог поворачиваться на 60° по горизонтали и 20° вверх, 10° вниз по вертикали.

Пулемёт, размещённый в лобовой части башни, был убран. В корпусе танка было 3 пулемёта, один из пулемётов располагался спереди, слева от механика-водителя. Как и пулемёт в башне, он мог стрелять под углом 60° по горизонтали и 30° по вертикали. Ещё два пулемёта были симметрично расположены в спонсонах по бокам корпуса. Они могли охватывать площадь в 60° по горизонтали и вести огонь только по целям, расположенным непосредственно перед бортами. Танк был вооружён четырьмя 7,7-мм пулемётами Vickers с водяным охлаждением и имел 4000 патронов к ним.

На испытания Vickers Medium Mk.C вышел в 1926 году, единственным плюсом танка была скорость, остальное оказалось хуже, чем у Medium Tank Mk.II. Танк был доставлен в Японию в марте 1927 года, где его поначалу указывали как легкий танк, но быстро переименовали в средний. Официальное прибытие танка состоялось на армейском парадном плацу Тоямагахара в Токио. По прибытии танк получил номер 204 и был отправлен на предварительные испытания. Во время одного из тестовых заездов танк загорелся, а два инженера Vickers, проводивших испытания, получили серьёзные ожоги. Повреждённый танк, без работающего двигателя, был отправлен на завод Mitsubishi «Нагоя Машинери Уоркс Сибаура» для ремонта. Через несколько месяцев из Англии был доставлен новый двигатель, и танк отремонтировали. Сам танк предназначался только для использования в качестве эталона при разработке отечественных танков. После того как японские военные создали собственные танки, Mark C перестал быть нужным и, скорее всего, был списан. По другой версии, броневые листы были сняты и использованы на прототипе Тип 89.

Устройство


Танк Тип 89 имел классическую компоновку. В передней части располагалось отделение управления, за ним находилось боевое отделение, в котором командир танка располагался справа, а заряжающий слева, в конце корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение. Башня и корпус «И-Го» целиком собирались на каркасе при помощи заклёпок. Толщина брони была определена в результате огневых испытаний на дистанции 150 м пехотным орудием Тип 11 (калибр 37 мм) и составила 17 мм. Однако 7,7-мм бронебойная пуля легко пробивала лобовую броню. Бортовые надгусеничные ниши в средней части корпуса нависают над гусеницами, в них расположены топливные баки. На верхней поверхности надгусеничных ниш расположены: с правой стороны кузова 3-5 крышек заправочных горловин, а с левой 3-4 крышки.

Танк Тип 89 имел классическую компоновку. В задней части левой надгусеничной нише был установлен водяной бак, который обеспечивал запас охлаждающей воды для бензинового двигателя с водяным охлаждением и питьевой водой для экипажа. На левой задней стенке боевого отделения имелся кран. Это было общим для всех Тип 89, но в «Оцу» оно предназначалось исключительно для питьевых целей. Боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение были разделены переборкой из асбестоцементных плит, с правой стороны переборки находилась дверь, соединяющая БО и МТО. Для посадки и высадки экипажа люк в лобовом листе с откидной дверью, а также люки на башне танка.

В крышке смотрового лючка механика-водителя монтировался стробоскоп в виде вращающегося диска с радиальными рядами отверстий. В дальнейшем диск с радиальными щелями был заменён на диск с мелкими отверстиями. Обеспечивая достаточное поле обзора, он годился лишь при хорошей освещенности. Приблизительно с 1933 года стробоскоп механика-водителя получил бронированную крышку с дугообразным вырезом. Во время движения внутри смотрового люка устанавливалось съёмное бронестекло. Под смотровым люком механика-водителя приклёпывался грязеотбойный щиток.

По бокам отделения управления на регулируемых изнутри кронштейнах крепились две фары. На переходной версии Тип «Ко» вместо двух фар поставлена одна, выдвижная в передней центральной части кузова (с двухступенчатым переключением «ярко/темно»). Она была оснащена бронированной крышкой для защиты. Средства связи на танке отсутствовали. Буксирные скобы шарнирно крепились к корпусу спереди и сзади. Для преодоления широких рвов и траншей на танк стали устанавливать откидной «хвост», который крепился к кормовому бронелисту и на котором имелась возможность перевозить ящик ЗИП и маскировочную сеть. Помимо этого, в «хвосте» устанавливалась дополнительная аккумуляторная батарея, а на нём перевозились бочки с топливом.

На танке устанавливались три разные башни, не считая прототипа. Башня прототипа имела слегка коническую форму с установленным в корме башни полукруглой формы 6,5-мм пулемётом Тип 3. Передняя часть башни, в которой стоит пушка, плоская. Сверху похожа на каплю.


Рассортировал башни в порядке их установки на танки. Назвал их Тип 1, Тип 2, Тип 3, башню прототипа не учитывал (чтобы различать).

Башня Тип 1 похожа на башню прототипа, развёрнутую на 180º, передняя часть полукруглая, сужающаяся к задней части, где в плоской части установлен пулемёт. Справа, в задней части башни, рядом с пулемётом находился небольшой люк. С левой стороны башни расположено вращающееся смотровое окно, с правой стороны башни оно было убрано. Башня симметричной формы с небольшим углом наклонения бортов. Вместо одного люка на крыше башни стало два люка, слева и справа. Правый люк находился под башенкой.

Башня Тип 2 похожа на предыдущую, но слегка повёрнутую направо, передняя часть полукруглая, она имеет слегка коническую форму, сзади в плоской части располагался пулемёт, повёрнутый налево. На башне Тип 3 передняя часть сделана плоской, а в задней части стоит пулемёт (также как и на Тип 2). Сама башня ассиметричная, сложной формы, с выступающим со стороны водителя расширением, в котором установлен пулемёт. Люк стал единственным, двухстворчатым, и расположен на крыше смотровой башенки. С левой стороны башни вращающееся смотровое окно было убрано. На правой стороне башни установлено крепление для установки зенитного пулемёта.

На башни Тип 1 и Тип 2 во время выпуска ставили узкую вертикальную, слегка коническую смотровую башенку с 4 смотровыми щелями. Под башенкой находился люк. При производстве на башни Тип 2 и Тип 3 ставили большую смотровую башенку («грибовидную») с двухстворчатым люком сверху. Со временем все танки с башнями Тип 1 и Тип 2, выпущенные в 1933–1934 годах, получили новую командирскую башенку («грибовидную») во время модернизации.

В первой серии танков устанавливалась 37-мм пушка «Согекихо» (狙撃砲), точно такая же, какая стояла и на танках «Рено» тип А и «Рено» тип Б. С ней всего было выпущено первые пять машин. У танка не было маски орудия, из-за чего при подъёме орудия образовывался заметный зазор, через который пули попадали внутрь танка. Это выяснилось только при первых боевых действиях, после которых проблему решили.

После начала производства новой пушки 57-мм Тип 90 её установили на танк. Угол возвышения орудия составлял от -15 до +20 градусов, что позволяло с помощью плечевого упора поворачивать орудие на 10 градусов влево и вправо даже при неподвижной башне. Длина ствола составляла 18,5 калибра, масса снаряда — 2,57 кг, начальная скорость — 350-380 м/с, прицельная дальность — до 800 м. Бронепробиваемость на расстоянии 500 мм и менее составляла 20 мм. В 1937 году пушка была заменена на новое орудие Тип 97. В боекомплект которого ввели бронебойные снаряды.

В корме башни и лобовом листе корпуса справа размещались 6,5-мм пулеметы Тип 91, каждый из которых крепился в яблоке шаровой установки вместе с сошками и телескопическим прицелом. На прототипе и Раннем Типе танка стояли пулемёты Тип 3. Опора яблока могла занимать три фиксированных положения для регулировки углов склонения и возвышения. В задней части башни с правой стороны имелся люк-лаз. Пулемёт, установленный в башне и направленный назад, предназначался для стрельбы вперёд, по ходу танка (при развороте башни), что позволяло вести огонь из 2 пулемётов. В частности, стрельба из башни довольно удобна, поскольку она имеет большую высоту стрельбы, чем у пехотинцев.

В кормовой части корпуса с правой стороны танка Тип 89 находился 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель «Даймлер» жидкостного охлаждения мощностью 115 л.с./1800 об/мин, замененный позже на карбюраторный 4-тактный рядный 6-цилиндровый двигатель «Мицубиси» жидкостного охлаждения мощностью 118 л.с./1800 об/мин. С правой стороны МТО располагались два ряда вентиляторов «Сирокко», которые охлаждали двигатель и вентилировали боевое отделение. На танке Тип 89Б был установлен 6-цилиндровый рядный дизель «Мицубиси» A6120ВД с воздушным охлаждением. Коробка передач четырехскоростная с одной передачей заднего хода, главным и бортовыми фрикционами, а также механическими тормозами. На танке Тип 89Б коробка передач была усовершенствована. Доступ к агрегатам трансмиссии обеспечивался через откидные задние люки. Упоминается, что на Тип 89Б ставился дизель мощностью 160 л.с., но это не так, потому что его просто не было. Это ещё одна из придуманных версий.


В танке использовалась модифицированная и упрощённая версия подвески Виккерс Медиум Танк Мк. С. Ходовая часть на прототипе и серийных машинах была похожа, но на серийных она была модернизирована. На серийных танках она была двух типов, пусть будут «Ранняя» и «Поздняя».

Ходовая часть состоит из девяти сдвоенных сплошных опорных катков малого диаметра, восемь были сблокированы попарно в тележки, две из них шарнирно крепились на концах балансира и вместе с ним подвешивались на полуэллиптической рессоре на борту корпуса. Передний каток имел независимую пружинную подвеску. На ходовой части тип «Ранняя» и прототипе стояли пять поддерживающих роликов, которые устанавливались на единой балке. В системе подвески тип «Поздняя» направляющее колесо выступает на 50 см вперёд для увеличения проходимости по траншеям. Кроме того, подвеска опущена на 15 см, а зазор между нижней частью и поверхностью кузова увеличивается. Поддерживающих роликов стало 4. Кроме того, опорная рама поддерживающих роликов убрана.

Ходовая часть прикрывалась 6-мм бронеэкранами, которые отличались внешне на «ранней» и «поздней» подвеске. Гусеница крупнозвенчатая стальная цевочного зацепления с одним гребнем. Со временем гусеницу заменили на мелкозвенчатую с грунтозацепами. Ширина трака 305 при шаге трака 150 мм. Удельное давление, кг/см2, — 0,65. Ведущее колесо диаметром 762 мм с цевочным зацеплением располагалось сзади. Зубчатые венцы направляющего колеса подобны ведущему, находилось оно спереди и имело диаметр 914 мм. На прототипе Тип 89 колеса были спицованными, а на серийных танках их заменили на сплошные. Механизм регулировки натяжения гусениц — винтовой, располагался спереди.





Версии среднего танка Тип 89

В Императорской армии Японии танк Тип 89 классифицировался следующим образом:
Танк Тип 89А (Тип «Ко»)
— прототип;
— ранняя версия;
— переходная (средняя) версия;
— поздняя версия;
Танк Тип 89Б (Тип «Оцу»).

Различия между моделями танка Тип 89А и Тип 89Б

Различие между моделями Тип «Ko» и Тип «Oцу» заключается в типе двигателя. Армия Японии называет танк «И-Го» с бензиновым двигателем Тип 89А, а танк «И-Го» с дизельным двигателем — Тип 89Б. Однако тип двигателя невозможно определить снаружи. Они отличаются по следующим косвенным признакам:

1) крышкам топливных баков на надгусеничных нишах;
2) крышке воздухозаборника карбюратора двигателя;
3) решеткам на моторном отсеке;
4) задним крыльям.


На схеме Тип «Ко», поздняя версия (взято с сайта Такидзавы).


Отличия в надмоторной части корпуса, задних крыльях, а также надгусеничных нишах корпуса в модификациях: цифра 1 – Ранний Тип 89А без крышки воздухозаборника карбюратора, цифра 2 – Переходной Тип 89А уже с крышкой, цифра 3 – Поздний Тип 89А и цифра 4 – Тип 89Б.

Сохранившийся танк Тип «Оцу» выставлен в Японии, в Музее школы артиллерийского вооружения JGSDF (Японских сил самообороны), которая находится в Цутиуре (Tsuchiura), Канто. И тот испорчен проведённой реставрацией – ободраны листы асбеста, двигатель поставлен современный и т. д.


На схеме изображены:

1. Тип 89А раннего типа с 37-мм пушкой и башней Тип 1, выпущено 5 штук,
2. Тип 89А раннего типа 57-мм пушка, башня Тип 1,
3. Тип 89А раннего типа с башней Тип 2,
4. Тип 89А переходного типа с башней Тип 2,
5. Тип 89А переходного типа с башней Тип 3,
6. Тип 89А позднего типа с башней Тип 3,
7. Тип 89Б с башней Тип 3.

Прототип танка

В октябре 1929 года прототип прошёл испытания и был официально рекомендован к серийному производству. Он был создан на основе Виккерс Медиум Мк. С. В танке использовалась модифицированная и упрощённая версия подвески Виккерс Медиум Мк. С. Гусеницы были стальные, крупнозвенчатые, скелетообразные. С левой и правой стороны передней части машины установлены фары.


Лобовая броня прототипа установлена вертикально. На нижней панели спереди справа от центра танка, где сидел пулемётчик, был предусмотрен люк для входа-выхода экипажа. У места механика-водителя сделан выступ, как на танке Виккерс «Медиум» Мк. С. В отделении управления механик-водитель располагался слева от центра танка и имел смотровой люк. В смотровом люке механика-водителя установлен стробоскоп, представлявший собой вращающийся диск с радиальными рядами отверстий. Пулемётчик находился справа и управлял пулемётом Тип 3, закреплённым в лобовой броне. Справа от пулемётчика располагался боекомплект, в общей сложности 2800 патронов для пулемёта. Справа и слева от центра танка располагались боеприпасы для орудия, 110 снарядов. Башня имела слегка коническую форму, с установленным в корме башни полукруглой формы вторым 6,5-мм пулемётом Тип 3. Передняя часть башни, в которой стоит пушка, плоская. По обеим бокам башни имеются вращающиеся смотровые окна. Посадочный люк в башне один. Командир танка выполнял ещё и функции наводчика, заряжающий также пользовался пулемётом в задней части башни. Орудием танка была 57-миллиметровая пушка «Виккерс», так как 57-мм пушка Тип 90 всё ещё разрабатывалась.


В прототипе использовался лицензированный 6-цилиндровый авиационный бензиновый двигатель «Даймлер» с водяным охлаждением мощностью 100 л.с., который располагался справа в задней части корпуса. Между боевым отделением и МТО расположена переборка, в которой расположен люк для доступа к двигателю, а также доступ осуществляется через люки в крыше моторного отсека. Корпус изнутри был обшит листами асбеста. Питание было от аккумулятора емкостью 180 а.ч. Бензобаки размещались по бокам корпуса, в надгусеничных нишах. На верхней поверхности надгусеничных ниш расположены; с правой стороны кузова 5 крышек заправочных горловин, а с левой 4 крышки. В МТО слева от двигателя располагались радиатор двигателя и масляный бак.

Продолжение следует...
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история оружия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Экспериментальный танк Holt Gas-Electric Tank (США) ezup Бронетехника США 0 11.11.2017 00:28
Легкий танк Light Tropical Tank (Великобритания) ezup Бронетехника Англии 0 08.08.2017 23:10
Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания) ezup Бронетехника Англии 0 04.08.2017 23:38
Инженерный танк T31 Demolition Tank (США) ezup Танки 0 07.01.2017 11:40
Средний танк Vickers Medium Tank Mk.I ezup Танки 0 30.11.2016 22:24